Герпетический стоматит

Возникает как у взрослых, так и у детей. Вызывается вирусом простого герпеса и может быть острым и хроническим.

Причины герпетического стоматита:

После однажды перенесенной герпетической инфекции (обычно это бывает в раннем детстве) вирус герпеса остается в организме на всю жизнь. Под влиянием следующих факторов могут происходить рецидивы заболевания:

• снижение иммунитета (особенно на фоне переохлаждения или ОРВИ),
  • обострение хронических воспалительных заболеваний (например, тонзиллита, гайморита),
  • сезонный авитаминоз, аллергические реакции, стресс,
  • прием лекарственных препаратов, снижающих иммунитет (кортикостероидов),
  • травма слизистой оболочки и красной каймы губ.

Симптомы стоматита:

В большинстве случаевстоматит в легкой формепроявляется одной язвочкой.

Возникновение нескольких язв большего размера и глубины, которые иногда сливаются в одну, – признаки более тяжелых форм стоматита.

В полости слизистая оболочка становится ярко красной, отечной. На фоне такого покраснения появляются высыпания мелких пузырьков, размером с просяное зерно. Пузырьки обычно располагаются группами по нескольку штук. Наиболее частые места локализации – область губ, щек, языка, неба и небных дужек.

Пузырьки поначалу заполнены прозрачным содержимым, но со временем их содержимое мутнеет. Через 2-3-ое суток с момента образования пузырьки лопаются, образуя многочисленные одиночные эрозии ярко-красного цвета. Иногда много мелких эрозий сливаются в одну большую эрозию. Эрозии очень быстро покрываются белесоватым или желтоватым фибринозным налетом.

Помимо образования пузырьков, пациенты иногда отмечают резкое покраснение краевой части десны вокруг зубов и десневых сосочков, что напоминает клинику острого гингивита. Параллельно могут появляться высыпания на красной кайме губ, а также граничащей с ней коже.

При тяжелом развитии стоматит герпетический проявляется:

• множественными высыпаниями на слизистой оболочке полости рта, которая, как правило, отекает и воспаляется;
  • повышенным слюноотделением;
  • повышенной температурой;
  • воспаление и увеличением лимфатических узлов;
  • общим недомоганием;
  • головной болью;
  • потерей аппетита;
  • токсикозом;
  • чувство жжения и боль при приеме пищи.

Острый стоматит сопровождается сильной болью во рту, которая мешает есть и говорить. Помимо этого могут быть чрезмерное слюноотделение, налет на языке, раздражительность, рвота после принятия пищи.

Продолжительность заболевания составляет примерно 5-14 дней. В самом начале могут появиться недомогание, головные боли, слабость и температура. Однако у взрослых, как правило, эти симптомы не слишком выражены. Также возможно увеличение и появление болезненности регионарных лимфоузлов.

Лечение герпетического стоматита:

• Противовирусные средства - это основа лечения герпетического стоматита. Однако, применять их желательно в течение первых трех дней с момента заболевания. В зависимости от тяжести заболевания и наличия других факторов врач может назначить противовирусные препараты в разных дозировках и длительности курса.
    Фамцикловир (Фамвир, Минакер);
    Валацикловир (Валтрекс, Валавир);
    Ацикловир.
  • Местное лечение.К противовирусным средствам местного действия относятся некоторые виды противовирусных гелей и антисептических полосканий:
    Мирамистин- полоскать рот следует 3-4 раза в день по 2 минуты. Через небольшое время после полоскания можно сделать аппликацию Виферон-гелем;
    Препарат Виферон-гель- препарат содержит интерфероны, обладающие противовирусным ииммуностимулирующим действием. Схема применения геля: прежде чем наносить гель на пораженные участки слизистой необходимо предварительно их подсушить сухим марлевым тампоном. Гель наносится 3-4 раза в день, в течении 5-7 дней. Препарат не имеет возрастных ограничений.
  • Иммуностимуляторы.Лучше всего использовать их в период ремиссии для предотвращения новых вспышек. Иммуностимуляторы бывают общего и местного действия:
    Амиксин 0,125(выпускается в таблетках) –иммуностимулятор,которые повышает все звенья иммунитета. В первые 2 дня болезни принимается по 1таблетке 0,125 г (1 раз в день), все остальные дни – по 1 таблетке0,125 г через день. Полный курс лечения составляет 20 таблеток по 0,125 г.
    Имудонили Лизобакт– используются для повышения местного иммунитета слизистойполости рта. Выпускаются в виде таблеток для рассасывания. Применять по 6 таб.в сутки в течение 20 дней. Курсовую терапию проводят обычно 2 раза в год.
    Поливитамины– в течение года рекомендуется провести 3 курса. Это также будет не плохой поддержкой вашего иммунитета.
  • Симптоматические средства.Жаропонижающие средства назначаются, если температура тела более 38 градусов. Прием жаропонижающих средств при небольшой температуре наносит больше вреда, т. к. жаропонижающие препараты снижают выработку собственных интерферонов в организме и этим препятствуют формированию полноценного иммунитета.

Герпетический стоматит заразен, поэтому навремя лечения стоит избегать поцелуев, пить напитки из одной бутылки скем-либо, есть с одной ложки и т.д.

Особенность герпетического стоматита, как и любого другого герпетического заболевания, в том, что вирус герпеса остается в организме уже навсегда.