Удаление кисты

Киста зуба по своей природе является хроническим воспалением, локализированным у верхушки зубного корня. Заболевание провоцируется проникновением инфекции в канал зуба

Киста зуба - это доброкачественное новообразование, состоящее из полости, заполненной гнойным содержимым, и покрывающей ее оболочки из фиброзных или эпителиальных тканей. Основной причиной воспалительного процесса, приводящего к образованию околозубной кисты, является хронический периодонтит, который, в свою очередь, чаще всего связан с нелеченым кариесом или пульпитом. Реже киста образуется на месте отсутствующего зуба, если он был удален с нарушениями: недостаточное удаление воспалительного очага у корня зуба.

Симптомы

Симптоматика кисты зуба в большинстве случаев слабо выражена на ранних стадиях заболевания, что затрудняет ее обнаружение. Возможна незначительная ощущения боль при давлении на зуб или десну. Выявить кисту в начальной стадии возможно только при условии регулярных профилактических осмотров стоматолога и своевременном лечении зубов. Наиболее верным способом выявить небольшую кисту является рентген всего зубного ряда: панорамной рентгенографии или КТ.

Обостриться и начать увеличиваться киста может в любой момент на фоне других заболеваний зубов или снижение иммунитета. Динамика развития кисты зависит от ряда факторов. Киста увеличивается быстрее, если заболевание поражает верхнюю челюсть, если присутствует определенная структура челюстной кости, в случае нагрузки на организм (стресса, переохлаждения, слабого иммунитета и т. д.).

При активном нагноении боли усиливаются, может возникнуть припухлость десны, ухудшиться общее самочувствие. При образовании большого количества гноя ощущаются признаки интоксикации организма: температура, головная боль.

Значительно больше необратимых изменений происходит, если киста разрастается до больших размеров (до 5 см в диаметре). Возможна деформация зубного ряда, разрушение отдельных зубов, “шишки” в области лица, десен, неба, околоносовых пазух. В отдельных случаях зубные кисты разрастаются в полость носа и мешают дыханию, выпячиваются в гайморову пазуху, что вызывает ее деформацию. Киста, расположенная в области нижней челюсти, разрушает ее структуру, и последствием заболевания может стать перелом челюсти.

Доброкачественное новообразование "киста" может перейти в злокачественное, если лечение отсутствует более 15 лет.

Терапевтическое лечение

Многие специалисты утверждают, что консервативного лечения кист зуба не существует, и действенным методом борьбы с ними может быть только хирургическое удаление. Тем не менее, лечение кисты может быть результативным на начальной стадии заболевания и при малых размерах новообразования (до 8 миллиметров в диаметре). Такое лечение проходит обычно через каналы зуба, что подразумевает его эндодонтическое лечение или даже иногда частичное удаление с последующим изготовлением коронки. Однако вероятность полной потери зуба невысока.

Однозначно мнение, что невозможно вылечить кисту зуба самолечением или народными методами. Полоскания или примочки могут лишь облегчить зубную боль, тем самым оттягивая обращение пациента за стоматологической помощью. Точно так же невозможно вылечить кисту одним только приемом антибиотиков или других лекарственных препаратов - подобные чудодейственные таблетки, способные “рассосать” кисту, в современной медицине еще не изобретены.

Лечение кисты подразумевает вскрытие зуба, расширение и обработку каналов, а затем обработку кисты антибактериальными препаратами через каналы. После полного обеззараживания полость кисты заполняется лекарствами, способствующими зарастанию полости костной тканью. Далее каналы зуба пломбируется. После этого некоторое время проводится наблюдение, чтобы исключить рецидивы.

Все методы терапевтического лечения кисты являются более щадящими для организма пациента, однако подходят они не всем. Еще один недостаток метода - высокая вероятность рецидива заболевания.

Хирургические методы

Хирургическое удаление - единственный метод, дающий стопроцентную гарантию положительного исхода. И чаще всего киста выявляется на такой стадии и такого размера, что щадящее терапевтическое лечение уже невозможно.

Современные методики удаления кисты, как правило, не вызывают серьезных побочных эффектов и не подразумевают потерю зуба, за исключением некоторых случаев: полного срастания корней с кистой, полного разрушения зуба, кисты в области зуба мудрости и др.

Хирургическая операция по удалению кисты - это извлечение кисты под местной анестезией через разрез в десне и с последующей обработкой полости антисептиками, введением костнозамещающих средств.

Состояние пациента после операции напоминает состояние после удаления зуба - некоторое время может сохраняться незначительный отек и болевые ощущения в десне, противопоказана горячая и твердая пища. Для предотвращения осложнений врач может назначить антибиотики, другие препараты полоскания антисептиками.