Удаление корня зуба

Удаление зуба может быть разной сложности. Иногда это достаточно простой процесс, но он может осложниться:

• после начала процедуры удаления сильно разрушенного зуба или зуба с изогнутыми корнями происходит перелом средней части корня или его верхушки;
  • непросто удалять корни полностью разрушенного зуба, которые расположены глубоко в альвеоле.

Поэтому метод удаления выбирается индивидуально, в зависимости от ситуации.

Удаление щипцами

Над краем лунки с наружной и внутренней стороны выступает часть зуба, которую стоматолог должен захватить щипцами. Для этого он тщательно отделяет десну от корня.

Иногда стоматологу приходится отслаивать слизистую и надкостницу от края лунки для того, чтобы как следует ухватить зуб.

Даже если в результате патологических изменений произошло рассасывание кости, то щечки щипцов можно просунуть достаточно глубоко и плотно захватить корень.

Удаление корня верхней челюсти

В зависимости от того, какой из зубов нужно удалить, врач использует специальные щипцы для удаления. Например, для больших коренных зубов используются штыковидные щипцы. Их щечки могут продвинуться глубоко под десну. Резцы и клыки удаляют S-образным инструментом.

В основном удаление происходит с помощью раскачивающих движений. В том случае, если корни сидят глубоко в альвеоле или имеют большие размеры, стоматолог добавляет еще вращательные движения.

Если не получается извлечь корень щипцами из-за его отклонения или толстых стенок лунок, то врач разъединяет их бором.

При отклонении корня распиливается дно полости зуба там, где щечные корни соединяются с небными. Сначала при помощи шаровидного бора делается отверстие в межкорневой спайке, а затем, используя фуссурный бор, распиливается дно зуба в продольном направлении. В образовавшуюся полость вводится элеватор и вывихивается небный корень. После этого его удаляют штыковидными щипцами.

Удаление корня нижней челюсти

Обычно корни зубов нижней челюсти короче и у них более тонкие стенки лунок.

Для удаления корня зуба нижней челюсти стоматолог-хирург в основном применяют изогнутые по ребру щипцы с тонкими и узкими щечками.

Для удаления клыков пользуются щипцами с более широкими щечками. Иногда возникают затруднения и при извлечении нижних больших коренных зубов. Часто не получается глубоко ввести щечки щипцов из-за того, что они соскальзывают. Так как на краях лунки альвеольный отросток имеет немалую толщину, щечки щипцов наложить не удается. Поэтому при удалении нижних моляров, часто используется элеватор.

Удаление корня зуба элеватором

В случае, если с помощью щипцов не удается удалить корни зубов, применяют элеватор. Такая ситуация может возникнуть, если они находятся глубоко в лунке. Используя щипцы, можно повредить прилегающие костные ткани и слизистую оболочку. Применение элеватора менее травматично.

Удаление прямым элеватором

Применяется он для удаления верхних зубов и корней зубов, которые расположены вне зубного ряда, и иногда при извлечении нижнего третьего моляра.

Элеватор вводится между стенкой лунки и корнем, который нужно удалить. Для этого выпуклая часть щечки располагается к стенке лунки, а вогнутая часть обращена к корню. Хирург-стоматолог надавливает на ручку и вращает ее вокруг продольной оси в обе стороны. Волокна пародонта разрываются и смещаются к противоположной стенке лунки. После того как щечка элеватора входит примерно на четыре миллиметра, инструментом опираются на край лунки и действуют как рычагом. Усилие врача передается на конец элеватора, и корень выдавливается из альвеолы.

Удаляя корни моляров, которые спаяны между собой, предварительно при помощи фиссурного бора их разъединяют и потом извлекают по очереди штыковидными щипцами или элеватором.

Удаление угловым элеватором

Изогнутые под углом элеваторы используются для извлечения корней нижних зубов, в основном моляров. Удаляя их, инструмент удерживают всей рукой. При этом ручка инструмента должна быть с щечной стороны.

Щечку углового элеватора вводят к удаляемому зубу вогнутой частью в промежуток между стенкой лунки и корнем или между соседним зубом и корнем. Чтобы щечка продвинулась более глубоко, большим пальцем левой руки надавливают на промежуточную часть инструмента в месте перехода ее в рабочую. В то же время отводят рукоятку элеватора попеременно вперед и назад на двадцать градусов. После внедрения примерно на 0,6 сантиметра в периодонтальную щель, рукояткой делают вращательные движения и вытаскивают зуб из лунки.

Обработка лунки зуба

Если удаление проходило на фоне гнойного воспаления, то необходима обработка лунки зуба. Лунку обязательно промывают антисептическим раствором, а затем кладут в нее противовоспалительное лекарство. Его следует класть в лунку в случае, даже если нет воспаления. Делается это с профилактической целью, чтобы после удаления раны заживали без воспалительных процессов.

Наложение швов

Чтобы сблизить края раны, их зашивают специальным шовным материалом.

После отслойки гладилкой десна немного болтается, и кровяной сгусток может выпасть из лунки. Для того чтобы этого не произошло, рану зашивают. К тому же это позволит зажить ей быстрее.

Благодаря швам размер раны уменьшается, а это снижает возможность развития воспаления в лунке.

Также швы накладывают при кровотечении, чтобы его остановить. Они помогают предупредить кровотечение, которое может возникнуть через какое-то время после удаления зуба.

Швы снимаются примерно через пять – десять дней. Если в качестве шовного материала был использован кетгут, то швы снимать не надо, так как кетгут рассасывается.

После удаления хирург-стоматолог заканчивает свой прием советами по уходу и, в случае необходимости, назначением лекарственных препаратов.

В статье использовались материалы с сайта: https://stoma.guru/lechenie/udalenie/osobennosti-udaleniya-kornya-zuba-kak-prohodit-operaciya.html#hcq=FmBUKCq