Кюретаж

Зачем нужно делать кюретаж?

Пародонтит развивается на фоне неудовлетворительной гигиены полости рта, присутствия большого количества мягкого микробного зубного налета и твердых зубных отложений. Последние запускают в десне воспалительный процесс, который сначала проявляется кровоточивостью при чистке зубов, болями и отеком десны, а позже к этим симптомам присоединяется подвижность зубов, их смещение, гноетечение из под десны и т.д.

В зубо-десневой борозде мягкий зубной налет минерализуется и превращается в твердый зубной камень, который очень плотно прикреплен к поверхности шейки зуба. Микроорганизмы зубного камня продуцируют токсины, запускающие в десне процесс воспаления.

В процессе воспаления происходит:

• Атрофия костной ткани вокруг зуба.Костная ткань непросто бесследно исчезает, а замещается так называемой грануляционной тканью, которая содержит большое количество микробных клеток, клеток, рассасывающих кость (остеокластов) и т. д. Появление грануляционной ткани способствует еще более быстрому последующему разрушению кости.

• Образование пародонтальных карманов.Под воздействием воспаления, вызываемого зубными отложениями, происходит разрушение не только кости, но и периодонтального прикрепления зуба к кости (Периодонта). Периодонт – это волона между корнем зуба и костью, при помощи которых зуб надежно прикреплен к костной ткани.
    Пародонтальный карман– участок между десной и поверхностью корня зуба, на ширину и глубину которого произошло разрушение костной ткани, отсутствует прикрепление десны к поверхности корня зуба, а сам дефект заполнен грануляционной тканью, зубными отложениями, гноем. Пародонтальный карман часто называют – «зубной карман», «десневой карман», «карман в десне». Такие «десневые карманы» могут быть выявлены путем зондирования специальными пародонтологическими зондами, либо рентгенологически.

Хирургическое лечение заболеваний пародонта в отличие от терапевтического лечения:

Когда образовались глубокие пародонтальные карманы от 3-4 мм и глубже, произошло частичное замещение костной ткани грануляционной тканью – процесс по сути становится необратимым, несмотря ни на какую местную и общую противовоспалительную терапию, лечение антибиотиками, лазером, снятие зубных отложений и т.д., так как:

• полностью удалить зубные отложения из глубоких пародонтальных карманов практически невозможно. Дело в том, что доктор работает под десной «вслепую», т.е. он совершает движения, не видя, что именно происходит в пародонтальных карманах. Поэтому, как правило, остается большое количество поддесневых отложений, которые продолжают разрушительное действие.
  • если образовались глубокие пародонтальные карманы, то в них, даже после удаления зубных отложений и противовоспалительной терапии создаются условия для развития инфекции и дальнейшего прогрессирования пародонтита.

Поэтому единственный способ лечения пародонтита, гарантирующий улучшение – это тот, который позволит ликвидировать:

• пародонтальные карманы,
  • удалить все поддесневые зубные отложения,
  • удалить грануляционную ткань, которой заместилась рассосавшаяся кость.

Это можно сделать, только используя хирургические методы лечения пародонтита.

Выводы

Закрытый кюретаж–малоэффективное оперативное вмешательство при пародонтите средней и тяжелой степени, при наличии глубоких пародонтальных карманов. Прогрессирование пародонтита после закрытого кюретажа будет в 99,98%. Но операция занимает мало времени и легко переносится, и не требует высокой квалификации врача, стоит сравнительно недорого, что является ее единственными плюсами.

Открытый кюретаж и лоскутные операции

Плюсы:это единственные методики, которые позволяют ликвидировать пародонтальные карманы и добиться стабилизации пародонтита, а также за счет подсадки костной ткани уменьшить величину атрофии костной ткани (что также может уменьшить подвижность зубов).

Минусы:

• Требует высокой квалификации врача, должны выполняться только хирургами-стоматологами со специализацией по пародонтологии.
  • Операции дорогостоящие: требуют покупки дорогих расходных материалов, например, таких как синтетическая костная ткань, дорогой шовный материал и т.д.
  • Удаление воспалительной грануляционной ткани и воспаленной десны может сопровождаться «опущением» десны (т.е. оголением корней). Величина оголения корней будет напрямую зависеть от изначальной величины атрофии костной ткани.
  • Также после операции временно изменяется вид десневых сосочков, которые уплощены и не занимают всего пространства между зубами. Через несколько месяцев десневые сосочки принимают обычную форму и межзубные промежутки, таким образом, ликвидируются.
  • Операция продолжительна по времени: сегмент в 7-8 зубов занимает по времени около 2х часов.