Сухость полости рта

Синдром сухости полости рта встречается достаточно часто. Он приводит не только к раздражению мягких тканей полости рта, но и к воспалению, повышенной чувствительности, к инфекции.

Для некоторых людей сухость полости рта – просто дискомфорт. У других это состояние может быть вызвано серьезными проблемами со здоровьем.

Сухость полости рта, так называемая ксеростомия, это симптом, а не самостоятельное заболевание. Она возникает при уменьшении образования слюны.

Слюна, при нормальном поступлении обеспечивает смачивание и защиту тканей полости рта. Она очищает полость рта, нейтрализует кислую и щелочную пищу, уменьшает количество болезнетворных микроорганизмов в полости рта. Высушивание приводит к раздражению мягких тканей, их ранимости и увеличению восприимчивости к инфекции. Без очищающего и буферного действия слюны, при уменьшении ее количества, увеличивается заболеваемость кариесом и пародонтитом.

Ксеростомия приводит к появлению неприятногозапаха из полости рта. При пользовании съемными протезами у пациентов с ксеростомией может нарушаться их стабилизация вследствие отсутствия тонкой прослойки компонентов слюны, помогающей протезу плотно прилегать к мягким тканям.

Сухость во рту может возникнуть у пациентов с различными состояниями:

• пожилые пациенты, которые принимают различные лекарства;
  • при проведении лучевой терапии;
  • диабете;
  • синдроме Шенгрена.

Основной и самой распространенной причиной ксеростомии является использование некоторых лекарств. Более 400 видов препаратов имеют ксеростомию как потенциальный побочный эффект. Изучение инструкции, прилагающейся к любому лекарственному препарату, позволяет понять возможно ли появление ксеростомии после его приема. При наличии сомнений необходимо проконсультироваться с лечащим врачом или стоматологом.

Препараты, способные вызвать или усилить явление ксеростомии:

• анальгетики;
  • антиаритмические средства;
  • противоопухолевые препараты;
  • противосудорожные препараты;
  • антигистаминные препараты;
  • гипотензивные препараты;
  • спазмалитики;
  • бронхолитики;
  • противоотечные препараты, диуретики;
  • транквилизаторы и миорелаксанты.

Если есть сомнение, что принимаемый препарат вызывает ксеростомию, можно обратиться к лечащему врачу, чтобы, если это возможно, поменять препарат.

Защита тканей полости рта при ксеростомии

Иногда можно облегчить ощущение сухости в полости рта путем увеличения потребления жидкости или сосательных таблеток, не содержащих сахар.

Стоматолог может порекомендовать использование искусственной слюны, специальных гелей и зубной пасты, которые будут действовать как смазка для полости рта.

Решающее значение имеет хороший уход за зубами и деснами. Это уменьшит риск развития кариеса и заболеваний пародонта. Рекомендована чистка два раза в день с фторсодержащей и специальной зубной пастой, использование флоссов, ершиков.

Очень важны регулярные осмотры стоматолога для диагностики проблем на ранней стадии, когда они могут быть легко устранены. Для дополнительной гарантии возможно использование фторсодержащих полосканий и гелей.